Перейти к содержимому

Fingercomp's Playground

  • записей
    87
  • комментария
    452
  • просмотров
    311 246

OpenOS. От дуба до Мастера. Часть первая. [|··]

Fingercomp

10 704 просмотра

Приветствую Вас в очередной записи. Решившись, что отвечать на вопросы типа "как скопировать программу на дискету" каждому проходящему — непозволительная роскошь, я и пишу это здесь. Цель: описать процесс постигания магии бессменных белых букв на чёрном фоне, да так, чтобы это было непонятно всем. Эта часть будет необычной в цикле, так как именно сюда я буду выливать прогресс и делать обновления.
Что же, запаситесь терпением и приготовьтесь скучать, да так, как Вы ещё не скучали, ибо именно в этой Башне лежат все скучные вещи.



Сложность: просто
25%

Скучность: средне
65%

Баланс дубовости: для начинающих
20%




Опустим такую невероятно сложную вещь, как установка системы, о которой уже было рассказано на нашем форуме. Вы вытащили дискету, нажали [y] и затем [Enter], готовите уже свою мышку к кликательным пыткам, надеясь, что эти буковки на чёрном фоне до установки — всего лишь результат лени разработчиков, дожидаетесь загрузки и... "О, святые криперы, что это?! Они меня замучать хотят этими буковками непонятными?!"
Что же, приветствуем Вас на борту этой замечательнейшей операционки, работающая на чистом Луа. Основные принципы:
  1. Вы можете выкинуть свою мышку (чего, к слову, мы делать не советуем). Всё управление идёт через клавиатуру, как минимум, в стандартных программах.
  2. Эта штука чрезвычайно похожа на ОС типа *nix. Если эти 4 знака Вам знакомы, понятны и не вызывают страха — поздравляю! Вы уже на 90% владеете инструментом.
  3. Вся система — это такой большой Проводник. Можно путешествовать по разным папками и смотреть их содержимое.




Первым делом сразу советую выучить английский, хотя бы немного. Всё потому, что русского языка вы просто так не увидите. Документация на английском, подсказки на английском, команды на английском, в общем — всё на иностранном языке. Выучили? Тогда приступим.


И вот, прочитав истинно скучную штуку (или пропустив, но это не по-крутому, знай), мы трём носик об этот квадрат Малевича, исписанный в лучших традициях русского народа надписями типа "здесь был Вася" "RAM", "OpenOS" и какого-то магического заклинания. И всё — в белой рамочке. А ниже нарисовано решето. Мигает штука, похожая на детальку из "Лего". В общем, непонятно даже, как можно пользоваться такой штукой.

 


ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА

CWD и ls
Итак, представьте, что Вы открыли проводник. И сейчас Вы находитесь в папке "/", о чём говорит (-ят) символ (-ы) слева от решётки. То, что там написано, называется текущей директорией. По-английски — CWD (Current Working Directory). Проверить, что находится в текущей директории, поможет команда ls. Введите команду и нажмите [Enter]. Отобразится список файлов, причём, если у Вас монитор второго и третьего уровней, то синим будут обозначены директории, жёлтым — ссылки, а зелёным — программы. Иначе ­же всё будет белым цветом.

 


cd
Сложно? Это ещё только начало. Допустим, что список файлов в текущей директории Вас не удолевтворил, и Вы хотите большего. Что насчёт перехода в другую папку? В Проводнике вы кликали 2 раза по ней — здесь же придётся вводить имя папки вручную. Команда: cd <имя папки>. Обращаю внимание, что угловые скобки писать не нужно. Они показывают, что аргумент программе обязателен. Впрочем, об этом в другой раз. Допустим, нам вдруг страстно захотелось в папку /bin/. Пишем: cd /bin/. Вуаля! Слева от решётки появляется надпись /bin, и Вы оказываетесь в другой папке.

 


Пути
Итак, мы в /bin/. Думаю, нужно ознакомиться с файловой системой ОС. Для каждой папки есть:

  • содержимое
  • родитель
  • корень
  • путь


Содержимое папки мы узнавать умеем — командой ls. А что такое родитель, корень и путь?
Допустим, есть папка "Файлы". В ней — ещё 2 папки, "Документы" и "Программы". В папке "Документы" будут файлы "отчёт001", "отчёт002" и "отчёт003". В папке "Программы" — "Программы2" и "Игры". Итого, структура нашей системы такова (структура — это описание всего содержимого папки. Называется часто деревом):

+ Файлы  |  + Программы  | |  | + Программы2  | |  | + Игры  |  + Документы    |    + отчёт001    + отчёт002    + отчёт003


Как видно, файл "отчёт003" находится в папке "Документы". Поэтому, для файла "отчёт003" родителем будет папка "Документы". В общем, это папка, в котором лежит файл или папка. Для "Документы" родитель — "Файлы", для "Игры" — "Программы", для программы — снова "Файлы". Вот так всё запутанно.
Далее. Взгляните на дерево ещё раз. Как видно, у папки "Файлы" нет родителя. Эта папка называется корнем файловой системы. Все остальные папки так или иначе находятся в корне.
Путь — это последовательная запись вложенных структур до нужного файла. Сначала папка "Файлы", в ней — папка "Документы", в "Документах" — "отчёт001". Следовательно, у файла "отчёт001" путь следующий: Файлы/Документы/отчёт001.
В OpenComputers корнем является папка /, с которой всё и начинается. Следовательно, если папку "Файлы" поместить в "/", то для перехода в папку с файлом "отчёт002" можно прописать команду cd /Файлы/Документы/

 


Абсолютные и относительные пути. ./ и ../
Если путь начинается с корневой директории, то он абсолютен. Но есть пути относительные данной директории. Например, путь к папке "Игры" относительно "Программы2" таков: ../Игры/. Заметили ../? Этот путь есть в каждой папке и обозначает родительскую директорию (для корня ведёт на саму себя). То есть cd ../ переходит на директорию выше. Если прописать эту команду, находясь в папке "Игры", то Вы окажетесь в папке "Программы". Далее — в "Файлах", а так как это корень, то продолжение ввода не будет менять рабочую директорию.
Кроме того, папка ./ ведёт на саму себя. То есть Файлы/ равен, например, Файлы/./././././././.

 

И, напоследок, чтобы просмотреть список файлов без перемещения в нужную директорию, пропишите ls [путь до папки]




Изначально, я продолжил запись описанием реальной файловой системы на ОС, но решил сократить объём повествования. Потому в следующей части — редактор, справочная система, объяснение структуры папок на ОС. В конце я привожу список новых слов и терминов:
  • текущая директория — папка, в которой Вы находитесь. Известна как CWD (Current Working Directory)
  • ls — просмотр содержимого текущей директории
  • cd <путь> — перемещение по файловой системе
  • структура — описание содержимого директории. Также известна как дерево
  • родитель — предыдущая по вложенности папка. Директория, в которой расположен текущий каталог
  • корень файловой системы — папка, не имющая родителя. Первая по вложенности. В OpenComputers — /
  • путь — последовательная запись вложенных структур до нужного файла
  • абсолютный путь — путь от корня до нужного файла/каталога
  • относительный путь — путь от текущей директории до нужного файла/каталога
  • ../ — ссылка на родительскую директорию
  • ./ — указывающая на саму себя папка
  • ls [путь до папки] — просмотр содержимого заданного каталога




Повествование запутанное, сумбурное и непонятное, в лучших традициях Башни. Специально писал ночью для такого эффекта. Но, к сожалению, следующая часть будет веселее и активнее, с картинками и красотой. Жду оценок 1/5, игнорирования и злостных комментариев из-за этого.

 



  • Нравится 6


5 комментариев


Рекомендуемые комментарии

>>Что же, приветствуем Вас на борту этой замечательнейшей операционки, работающая на чистом Луа. Основные принципы:

Что за глупости? OpenOS написана на чистом луа? Нет, друг мой, это не чистый луа.

Используются компоненты - component.gpu, component.monitor итд. А еще есть computer в _G... А эти компоненты - написаны на scala + eris либа, для lua. Так что не нужно вводить в заблуждения юных странников, которые только начинают ехать по пути "OpenOS".

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

>>Что же, приветствуем Вас на борту этой замечательнейшей операционки, работающая на чистом Луа. Основные принципы:

Что за глупости? OpenOS написана на чистом луа? Нет, друг мой, это не чистый луа.

Используются компоненты - component.gpu, component.monitor итд. А еще есть computer в _G... А эти компоненты - написаны на scala + eris либа, для lua. Так что не нужно вводить в заблуждения юных странников, которые только начинают ехать по пути "OpenOS".

Ответил в следующей части повествования

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
В 19.09.2015 в 23:33, LeshaInc сказал:

>>Что же, приветствуем Вас на борту этой замечательнейшей операционки, работающая на чистом Луа. Основные принципы:

Что за глупости? OpenOS написана на чистом луа? Нет, друг мой, это не чистый луа.

Используются компоненты - component.gpu, component.monitor итд. А еще есть computer в _G... А эти компоненты - написаны на scala + eris либа, для lua. Так что не нужно вводить в заблуждения юных странников, которые только начинают ехать по пути "OpenOS".

ну так эти компоненты реализуются модом, а не openOS, а openOS написана на чистом lua

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, rootmaster сказал:

ну так эти компоненты реализуются модом, а не openOS, а openOS написана на чистом lua

Специально самые древние посты ищешь, чтоб понекропостить?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
2 часа назад, Fingercomp сказал:

Специально самые древние посты ищешь, чтоб понекропостить?

интересно, что плохого в некропостинге? я вижу ошибку, поправею чела, неужто так нельзя? не лан раз нельзя, значит не буду :)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...